ОККЛЮЗИЯ

Карелия 2009 маршрут Энгозеро- р. Воньга.

Записки участников похода.

Александр Любимов.
Здесь вы не найдете лоции маршрута, только личные впечатления участников.

 Поход в Карелию задумывался еще в преведущем походе, с маршрутом сплава по Энгозеру и р. Воньга я определился к весне. В этом походе хотелось пройти часть маршрута под парусом. Для чего были сшиты для двух катамаранов латинские паруса модернизированного типа, на третий просто не хватило времени. И к тому же я решил испытать разные конструкции парусов на ходу, т.к. по большим объемам воды на парусах мы еще не ходили.

Описание маршрута нашли в интернете, с этим проблем нет. Карты тоже были найдены без проблем. Как всегда я при помощи Googleearth сделал трек и поместил его в GPS, получилось очень хорошо, в последствии куда идти сомнений никаких не вызывало, просто включали GPS, бумажные карты служили только для общей оценки нашего продвижения. Еще по этому поводу встретили одну группу, у них было описание всех стоянок, степени их пригодности и загаженности, видимо есть и такие.

Итак мы поехали. Дорога из Е-бурга на поезде утомительная ехали на с одной пересадкой на ст. Волховстрой-1, трое суток. Приехали на ст. Энгозеро к нам сразу подошел абориген и предложил за 600 р. довести до озера, предполагая, что дров для строительства катов у деревни нет, мы попросили его подкинуть нас по дальше где они есть, на что он любезно согласился всего за 1500 р. И завез нас гад на оз. Песчаное из за чего нам пришлось в последующем обтаскивать перекат между Энгозереом и оз. Песчаное. (кстати если его кто встретит молодой парнишка на УАЗ с кузовом тентованном, не верьте ему, нас он надул).

Высадились ранним, ранним утром на о. Песчаное, нарубили жердей для ката без проблем, сразу же сделали распашные весла и паруса, и в путь.
Первое препятствие был перекат между озерами, который пришлось обнести.

По Энгозеру шли только на парусах весла применили только один раз при подходе к Пайозеру, задул встречный ветер, а до протоки оставалось пару километров. В остальном предпочитали ветер лечить, чтоб он дул в нужном направлении. Турья на Энгозере много, стоянок тоже много, практически на каждом острове, и по берегам, много хорошо оборудованных стоянок, столы, лавки и т.д.

С парусами у нас вышло очень даже хорошо. Весе кто нас видел высыпали на берег. Треугольные латинские паруса установленные на катах четверках  (площадью 4,9 м^2) хорошо показали себя при боковых ветрах, шверцы мы не применяли. При попутном ветре они конечно проигрывали квадратному парусу установленном на шестерке (его площадь 12 м^2) это был просто китайский тент из армированного полиэтилена. Вообще эта конструкция паруса была придумана в прошлых походах из того, что было под рукой. С другой стороны сшитые из тонкого капрона два латинских паруса много нам веса не добавили. И для сплава по озерам я их рекомендую.

Самое сложное в использовании парусов это подготовка экипажа. В первый же день это и проявилось. Хотя пятеро из нашей команды имели совместный опыт хождения под парусом, реально управлять  могли только двое на три ката. Один кат при прочих равных условиях начал хронически отставать. Пришлось мне пересесть на него и в течении нескольких часов дать уроки экипажу по управлению парусом. К сожалению мне самому так и не удалось побольше походить на латинском парусе и испытать его в полном объеме. Но по отзывам участников идея всем очень понравилась. По нашей прикидке за весь маршрут мы активно шли на веслах примерно 10….15% маршрута.

И так первая цель было Пайозеро где мы должны были встретить наших людей и развернуть ветер на тот момент дувший с востока, на западный. Двое очень занятых участников нашего похода решили сократить маршрут, время и летели на самолете до Питера, а там также на поезде и присоединились к нам на Пайозере, добравшись до него из Лоухов на машине. И тут нам снова помог GPS и точка обозначенная в Googleearth еще дома. Как оказалось на месте, подъезд машин к Пайозеру с дороги был, не в месте обозначенного зимника, а за мысом в километре от него. Но имея два приборчика, с одной точкой мы легко нашлись в обозначенное время подойдя на кате с лагеря к месту встречи.

И так за полтора дня пребывания на Пайозере все цели были выполнены, команда стала в полном составе, ветер был развернут в нужном направлении.

И так идем по р. Воньга и сети озер в ходящих в нее. Большую часть маршрута идем на парусах, ветер нам помогает, верхнюю часть Воньги помогаем распашными веслами когда, на встречных направлениях с ветром, хотя таких не много. Где то в средней части с появлением, порогов распашные весла убрали и сели за канойные.

Впечатления о реке такие: красиво, рыбалка по разному, комаров мало, мошка местами, ягод в этом году мало, только морошка, грибов нет только сыроешки, много народу, много замусоренных стоянок, кучи туалетной бумаги вокруг стоянок. Есть турье которое выбивает рыбу сетями, мелочь просто выбрасывает которая та не приятно воняет в кучах на стоянках.
Всю реку прошли без особых приключений, только порог Собачий решили обнести по причине отсутствия опытного состава на три ката два с половиной человека с опытом.

Первоначально планировалось закончить поход пройдя по морю до Куземы. Однако узнав о прогнозе погоды по мобиле позвонив друзьям, узнали, что погода портится и решили закончить сплав у Ж/Д моста. (ближе к железке местами появляется связь МТС, сначала временами пробиваются СМС, а потом и все остальное).

 Проходя мост, остановились посмотреть время прохождение электрички идущей от Лоухов до Кеми. В 15-45 прямо перед мостом электричку тормознули туристы человек 20. По этому мы решили встать у моста и до поселка не идти.

Так как у нас был день в запасе по причине имевшихся на руках обратных билетов, соорудили хорошую стоянку на правом берегу в 300 метрах ниже моста (с берега ее не видно, вот координаты N65 26.480’   E034  15.184’) всяко лучше чем стоять у самого моста. На следующий день планировали сходить пешком до белого моря. Местные сказали нам, где тропа, по прикидкам до моря было 8-10 км и мы пошли. Сначала шли быстро тропа хорошая, вывела она нас к лодкам на пол пути и ее толком не стало, идти стало трудно, болота однако, повернуть назад.

В день отъезда пошел дождь. К нам подошел турист одиночка и предложил уговорить две группы стоявшие у моста тормозить электричку на мосту. Его можно понять один с байдаркой. В преведущий день он тормозил электричку один на мосту и она не остановилась. Но народ решил идти до пункта обходчиков метров 500…700 от моста по железке в сторону Энгозера, с мотивом там она по любому остановится. Нам тоже, не хотелось рисковать обратные билеты у нас были. Пункт действительно существует там даже было трое рабочих. Электричка подошла примерно в 16-15 по москве. На этом поход и закончился.

P.S. Для рыбаков ниже моста около нашей стоянки два раза тащили кумжу, оборвала все в одном случае плетенку 0,2 мм, в другом металлический поводок прямо по середине. По расказам месных жителей усьтье реки Воньга перегорожено сеткой чтобы кумжа туда не заходила, для предотвращения вылова.

Фильм фохода

Фотоальбом

Трек маршрута для GPS Энгозеро р. Воньга (сделан по морю до Куземы)

   
 
| карта сайта | .Назад.. | Контакты | смотри Фотоальбом похода |Фильм похода на яндекс видео |

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования