ОККЛЮЗИЯ

Сплав по р.Вишера 2000 г. “В тылу врага”

Описание похода составлено по моим личным воспоминаниям.

У этого похода, по прошествии, времени остались два незабываемых впечатления, заброска и то, что я назвал «в тылу врага» рейд по заповедной территории со всеми вытекающими последствиями, но обо всем по порядку.
Наверное, как то долгими зимними вечерами просматривая карту, я обнаружил, что Вишера одна из немногих рек западного склона в пермской области де я еще не был. Тогда и созрело решение. Наверное, это была первая река в моей практике, когда я почерпнул информацию из интернета. Результаты оказались относительно неплохими.
Я планировал на поезде добираться до Ивделя, а там как придется, до моста через р.Б. Тошемка на дороге Вижай Ушма. Дальше по Тошемка в верх, подъем через перевал, спуск по р.Ниолс и Вишере до Красновишерска или Ваи.
Итак шел 2000г. народу в поход я много не нашел, все друзья были очень занятые. Собралось трое моя половинка и друг Боб известный в кругах спелеологов Е-бурга. Купили билеты и поехали. Не о каких путевках в заповедник я и думать, не хотел. В инете я вычитал, что в Ивделе на автовокзале постоянно подъезжает батон и предлагает сделать заброску. Цену мы знали загвоздка, была в том, что для нас троих цена была велика и мы решили откинуть этот вариант сразу.
Все так и случилось, и этот Батон нарисовался и денег попросил еще больше чем я думал и мы отказались. Поехали на рейсовом автобусе до Полуночного. А дальше с нами произошла эта замечательная история. Мы отошли от конечной остановки метров 200 и стали голосовать. В течение 10 минут мимо нас поехало два Белаза и не остановились. Третьим был пустой лесовоз который нас взял и довез только до п. Северный, а сам уехал в другую сторону, водила взял с нас только пачку сигарет. Ждать нам пришлось недолго 3-5 минут первая же машина в виде Батона взяла нас и незабываемо приятный водитель довез нас до своротка на Шипичное, рассказав при этом все местные новости и сплетни какие успел.
Как говаривал один мой знакомый «Чем дальше в лес, тем толще партизаны» я думал, что здесь мы задержимся надолго, но и тут все вышло не так. С Шипичного вырулил Батон и снова взял нас на борт в нем оказались два представителя внутренних органов, которые ехали в Бурмантово. Соответственно нас на своротке и высадили.
Принимая во внимание вышеуказанную фразу, мною было вынесено постановление налить, и закусить для ускорения процесса. Боб успел сделать только часть этого постановления, налил и выпил, а мене довелось. В этот момент к нам подъехал Урал-Вахтовка и согласился довести нас до п. Вижай. Высадил он нас на краю поселка и уехал. Так как дело двигалось к обеду мы решили остановиться около моста через р. Вижай по дороге на п.Ушма. Шли около километра может больше дорогу я знал. Там решили пообедать и думать что делать дальше вплоть до того чтоб идти пешком. И только мы сняли рюкзаки и успели достать из них несколько шмоток, как вдруг появляется уже другой Урал Вахтовка идущий до Ушмы. На нем ехал начальник местных геологов который, с удовольствием нас подобрал и доставил к Тошемке. В результате всех действий судя по фильму в 13-43 мы были, уже на месте. Очень неплохой результат. Я в тех местах до того был в 1990 и 1993 и раньше чем 17-30 мне в Ушму попасть не удалось даже за жидкую валюту которая в те времена ценилась наиболее всех.
Итак мы на месте. Одели рюкзаки, и пошли. Подъем по р. Тошемка у нас занял два с половиной дня шли в режиме 5 ходок по 45 мин до обеда и 4 после. Описание маршрута я нашел в интернете и как выяснилось это было, описание из книги «По голубым дорогам Прикамья» С.Торопова 1976г.
Там написано так  «Вдоль пеки по правому берегу идет па запад тропа. Она то подходит к самой реке, тоуглубляется в лес. Идти по тропе приятно, по обе стороны от нее много голубики.» , казалось бы все так за исключением, что вся тропа завалена буреломом, местами смыта рекой. По этой причине мы потратили по моим прикидкам, лишний день. Не завидую и тем, кто по описанию той же книги тащил плавсредства по реке.
Из книги «На его правом берегу увидите живописную лесную поляну с постоянным кострищем. Здесь обычно останавливаются все туристы» Живописная поляна полностью затянута высокой травой и кишела комарами. На дереве нашли банку с записками наших братьев. Как оказалось, были и такие кого заставили с Ниолса вернуться назад. Все были единодушны в одном, что воспользовались описанием вышеуказанного автора.

В тылу врага.

С легка перекусив с «живописной поляны» мы пошли на перевал. Первое время была набитая тропа, но потом и она растворилась в лесу. Пошли просто вверх. Подъем не сильно крутой. И вот мы выходим к перевалу выходим из большого леса перед нами в километре просматривается, гребень перевала, местность открытая. Идем и о чудо под нами болото. Идем дерн под нами качается, хотя чувствуется, не глубоко. Для перекура нашли маленький пятачок,  пошли дальше спустились. С перевала спускались вдоль ручья до  заброшенной геологической базы. Стали лагерем  уставшие около 21 часа. Где то не далеко отчетливо была слышна река но в кустах искать, ее не стали. С утра собрались и пошли искать реку. Я планировал, что возможно нам по Ниолсу сплавиться, не удастся. Пошли поверху, вдоль зарослей ивы.  И о чудо вот река воды для ката достаточно. Прошли еще около километра, и найдя рядом с рекой молодой березнячок встали. Не спеша собрали катамаран и пошли. Сначала Ниолс представлял собой спокойную речку с небольшими перекатами, но ниже долина реки сузилась, уклон увеличился и река понеслась. Река усыпана камнями и уворачиваться от них на некоторых участках невозможно. Полина и Боб по ходу дела начерпали воды, по пояс снимаясь с камней. Судя по снятому фильму, вышли мы в 15-20 а встали на ночевку в 20-30, за это время прошли практически весь Ниолс, останавливались два или три раза на перекур один раз заклеили пробитый веткой баллон катамарана. До устья оставалось 5-8 км. Поставили лагерь. Вдоль реки шла свежая набитая тропа, я еще сказал тогда «Шел отряд октябрят». Вышли утром и ниже встретили этот отряд. Они стояли в избе в километре от устья их было 20-30 человек включая, двух взрослых. Вроде они были из Чердыни. Получили информацию о Вражеских кордонах, что нам особенно не помогло. В их лагере меня поразила огромная куча сложенных у избы пластиковых бутылок с крупой. С тех пор я и сам стал применять этот метод хранения еды. Спасибо им, хотя имена у меня из памяти уже стерлись.

Воспоминание о Вишере и о заповедной его части у нас мрачные, в любом месте, где можно поставить лагерь, он там уже когда то был, все усыпано консервными банками и бутылками, конечно с Чусовой не сравнить, но для такой глухомани ужас. Первого егеря приняли за браконьера он рыбачил с лодки и когда мы проходили мимо первыми его словами были:
-У вас разрешение есть?
-Нет.
-Я вас поймал.
Сказал нам остановиться в устье р. Мойва для составления протокола. Где и был раньше нас. На кордоне находились еще двое студентов практикантов. Звали егеря Саша, сам он был из п. Вая. Стал он заполнять на нас протокол. Дело не клеилось. Испортив три бланка, он усадил писать студентку, а копии протоколов писать у них сил тоже не хватило. Саша сказал так «Если кто вас остановит, скажите, что поймал вас Саша ….» фамилию уже не помню.
Так и пошли мы дальше. Со словами «я вас поймал» обращались к нам еще два раза пока мы находились, на территории заповедника. У них в те времена егерю платили премию за туристов.
На Вишерских порогах я задумался о видеосьемке с катамарана. Меня не устраивала картинка. Как правило, съемка производилась человеком сидящим впереди, и динамики в кадре не получалось. Я произвел такой эксперимент мы все развернулись на своих местах и Полина стала, снимать между мной и Бобом, кому интересно сами посмотрите, что получилось. Итогом этих экспериментов стало то, что я стал устанавливать штатив около задних гребцов.
Так спокойно мы дошли до п. Ваяя где и решили, закончить свой сплав. На попутке доехали до Красновишерска. На  рейсовом автобусе до Соликамска. На поезд Соликамск –Ебург билетов не было, поехали на ночном Почтово-багажном до Чусового, далее на поезде Чусовой-Кузино, и на электричке до Е-бурга.
Кое, какие мелкие детали у меня стерлись, описаны только незабываемые впечатления. И еще где то в конце всем участникам похода пришли судебные решения о взыскании с нас штрафа в размере 240 руб. Кстати, путевка в заповедник тогда стоила 60 руб./день. Оплачивать их мы не стали.

09.02.2009 Александр Любимов

Фильм похода снят на VHS, переделан в цифру о отредактирован в январе 2009г. яндекс видео