ОККЛЮЗИЯ

 

Сплав по р. Пелым   О веслах и парусах.

Как сплавляться на тихих реках на большие расстояния?

На Пелыме я был уже четыре раза последний раз в 2007 году. Время походов выбиралось с учетом преимуществ такого сплава (грибы, ягоды, шишка, рыба) значит август месяц. Хотя в 2005 году рискнули поехать в конце сентября.
По мнению многих, сплавляться лучше на байдарке из-за большого расстояния, я и сам первый раз в 1996 году сплавлялся на байдарке от ст. Пелым до села Пелым в устье р. Тавда. С течением времени мое отношение к байдаркам изменилось из-за их большого веса. Теперь использую только катамараны. Раму  в такие походы не берем. Из  причиндалов только палубу. Учитывая, что река тихая, мы с друзьями сооружаем распашные весла из подручных материалов. По  моему мнению, это дает большие преимущества, среднюю скорость такого катамарана можно сравнить с байдаркой, система у нас такая, один на веслах, один на руле, 2-3 человека отдыхают. Движение идет непрерывно.
После впадения в Пелым р.Большой Оус мы устанавливаем мачту и парус, в случае попутного ветра. Конструкция паруса от похода к походу менялась, начиная от куполообразного тента от палатки на Х-образной мачте, до паруса из тента из армированного полиэтилена на Л образной мачте.
На следующий год я запланировал уже взять с собой облегченный шверц и изготовить парус латинского типа для сплава по сети озер.
Что касается паруса: в разные годы на Пелыме мы проходили значительное расстояние: в день до 40 км, при этом умудрялись еще и рыбачить на дорожку, если скорость была до 7 км/ч. При большей скорости рыбалка не идет. К примеру, максимальная скорость на сплаве 2007 года составила 15,3 км/ч.
Все это конечно хорошо, когда ветер попутный, а когда встречный только распашные весла. К примеру на реках западного склона Урала Чусовая, Усьва, и т.д. использовать паруса никогда не получалось. Преимущественный ветер северо-западный и на таких реках всегда встречный. Остаются только распашные весла. Наша конструкция проста. Пилим 2 бревнышка диаметром 180-250мм, длинной больше метра. Привязываем их к раме, чуть ближе к носу катамарана веревками. Места опор бревнышек лучше подтесать. В бревна, с верху забиваем по два гвоздя на 200, являющихся уключинами.
Для самих весел лучше использовать сухую сосну или ель, длинна их около 4 метров. Длина подбирается по месту в зависимости от высоты уключин над уровнем воды. Бывало такие весла заделаешь, что грести приходится в вдвоем по веслу на человека. Жерди для весел необходимо выбирать прямые. На жерди в качестве гребей одеваем байдовские весла, прикручиваем их шурупом. На всякий случай, всегда делаем запасное весло, жерди иногда ломаются.
Рулевое весло обычное мы его просто привязываем веревкой к задней поперечине. Конструкция руля у нас не совершенна, ее хватает при рулежке на веслах. При прохождении на парусе больших расстояний рулевому становится несладко, устают руки. Появилась мысль ставить 2 весла-руля и рулить задним по очереди, т.к. поменяться местами при хорошем ветре на озере трудновато.
И еще немножко о р.Пелым, хорошие стоянки найти там трудновато, песчаных кос там мало, а после р. Б. Оус их вообще нет. Берега глинистые вязкие, поэтому около ст. Пелым мы ищем доску (трап) по которому сходим на берег.

P.S. Для тех кто поедет. У меня для GPS есть обозначения всех песчаных кос с обозначением от 1 до 5 в зависимости от их величины на 4 и 5 можно делать лагерь. А также обозначены все стоянки по ходу нашего следования с оценкой их качества. Когда научусь выложу трек на сайт, а пока пишите если надо.

Александр Любимов.

Сноав о парусе

 

 

 

| карта сайта | .назад.. | Контакты |

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования